Кутенков Владимир Константинович

Владимир Константинович Кутенков родился в Самарской области в семье оседлых цыган. Отец его был председателем колхоза, мать работала, вела хозяйство и занималась воспитанием детей. Их в семье Кутенковых было четверо: помимо Володи, еще два его родных брата и сестра.

Володя был самым младшим и самым любознательным. Он тянулся к знаниям подобно тому, как тянется к свету росток, который, напитавшись солнечной энергией, превращается в большое ветвистое дерево. Когда мальчику едва исполнилось шесть лет, его сестра пошла в первый класс. Маленький Вова решил не отставать от нее. Заранее нашел где-то старый портфель, припрятал его и первого сентября, положив в портфель огромную булку, тайком пошел вслед за сестрой. Потихоньку проникнув в класс, он уселся за последнюю парту, сестру же попросил не выдавать его. С замиранием сердца слушал все, что говорила учительница. Сестра хранила тайну младшего брата и ничего не рассказывала родителям. Правда, через неделю их тайна была раскрыта. Родителей вызвали в школу, поговорили и приняли общее решения Володю в школе оставить. Так вот и стал он в шесть лет первоклассником.

В школе он учился хорошо, занимался в художественной  самодеятельности, много читал – словом, познавал этот мир со всей неуемностью своей жаждущей знаний души. И с самого раннего возраста задался вопросом: почему нет никаких книг о цыганах? Ему казалось странным, что цыгане — есть, а никакой информации про них — нет. Но вот однажды он увидел в магазине книгу с завораживающим названием «Никогда не было тебя, “Цыгания”». Володя купил книгу, потратив на нее все свои сбережения. Прочитал на одном дыхании. И сразу стал перечитывать заново. Практически выучил ее наизусть.

Когда Володе было 10 лет, в Самару приехал ансамбль К. Волшанинова. Мальчик, конечно, пошел на концерт, а после концерта родители повели его за кулисы. Для Володи открылся целый мир. Этот мир был настолько ярок и красив, настолько завораживающе музыкален и зрелищен, что Володя сразу решил посвятить свою жизнь искусству.

Помимо занятий в художественной самодеятельности, он стал ходить в музыкальную школу, учился играть на баяне. Школа находилась довольно далеко, ему приходилось ездить на электричке, а потом идти пешком два километра. Тяжелый баян оттягивал руки, но ни дальняя дорога, ни тяжелый музыкальный инструмент не останавливали маленького музыканта.

В четвертом классе ему дали роль в спектакле самодеятельного театра. Он играл Патриса Лумумбу, разрывающего цепи империализма. Мама сшила ему экзотический костюм. Володя, обмазанный темным гримом,  самоотверженно разорвал огромные бутафорские цепи под громкие аплодисменты восторженной публики. Театральный дебют юного Владимира Кутенкова прошел с огромным успехом.

Время шло, Володя рос, превращаясь из шустрого, верткого  мальчишки во вдумчивого, целеустремленного подростка, который хотел как можно больше узнать и как можно больше успеть, и надо сказать, что это ему удавалось с необычайной легкостью. Помимо активных занятий в художественной самодеятельности, он также снимал фильмы для школы, причем сам был и оператором, и сценаристом, и режиссером, для этих целей ему даже выделили кинокамеру. Но его душа требовала еще большей реализации, поэтому он стал заниматься вольной борьбой, и надо сказать, за короткий срок достиг значительных успехов, Занял на состязаниях первое место по области. Его тренер настоятельно рекомендовал ему заниматься борьбой серьезно, говорил, что у него талант и его ждет большое будущее. Но Володя твердо решил посвятить свою жизнь искусству, тем более что к тому времени их самодеятельностью руководил известный артист Алексей Горохов, который был не только замечательным гитаристом и танцором, но и прекрасным педагогом. Он научил Володю играть на гитаре и поставил ему танец венгерка. Их концертная бригада ездила по колхозам, зрители встречали молодых самодеятельных артистов тепло и радостно и никогда не скупились на аплодисменты.

Когда Владимиру исполнилось 18 лет, судьба привела его на профессиональную сцену. Он поступил на работу в ансамбль Константина Волшанинова, взяли его больше за хорошие внешние данные, мол, посидит пока на сцене, а там видно будет… Но на первом же концерте произошла накладка — заболел танцор один из солистов ансамбля. Володе Кутенкову пришлось выйти танцевать венгерку. Аккомпанировал ему знаменитый гитарист Владимир Лиманский. Едва услышав первые аккорды вступления, заразившись мощной энергетикой мастера, Володя перестал бояться сцены. Его танец произвел фурор, зрители долго не отпускали дебютанта со сцены, устроив ему настоящую овацию. Владимир был зачислен в ансамбль в качестве танцора-солиста и гитариста-аккомпаниатора.

Он работал в разных цыганских коллективах. И у Бориса Гуревича, и у Николая Жемчужного, и у Валентина Казибеева, и у Владимира Сакизчи. С концертами объездил практически весь Советский Союз. И везде, в каждом городе, не успев распаковать чемоданы, первым делом отправлялся в книжный магазин, покупал любую литературу о цыганах, собирал материалы о своем народе, его истории и культуре, пытаясь заполнить ту брешь, которая так угнетала его в детстве.

В 1971 году Владимир Кутенков пришел работать в театр «Ромэн». Наступил новый этап в его жизни. Он стал изучать таинство великого явления, имя которому — театр. Но параллельно не оставляет своих изысканий по теме цыганской культуры. Многие часы он просиживает в Ленинской библиотеке, собирает, систематизирует, изучает материал, делает выводы. У Владимира накапливается значительный материал, правда, он пока не знает, как его применить на практике. Но не унывает, ждет случая и верит, что рано или поздно найдутся люди, которых цыгане будут интересовать так же, как и его, и не только как деятели искусства, но как этнос – уникальный, неповторимый.

И случай не заставил себя долго ждать. Однажды за кулисы к своему родственнику пришла молодая девушка с огромными темно-карими глазами. У девушки было замечательное имя — Надежда. Они шли по вечерней, сверкающей огнями Москве и разговаривали. Надя Деметер оказалась студенткой первого курса исторического факультета МГУ и собиралась жизнь свою посвятить цыганскому народу. У них нашлось множество общих тем, их волновали одни и те же проблемы, их сердца бились настолько в унисон, что как-то само собой стало понятно, что им суждено идти по жизни, взявшись за руки, долгие-долгие годы. Вскоре Надежда Деметер вышла замуж за Владимира Кутенкова.

Владимир ушел из театра и устроился на работу в Росконцерт. Стал много времени уделять общественной работе и одновременно окончил курс режиссуры в заочном  народном университете искусств. В 1988 году создал цыганский ансамбль «Рэндо», с  которым гастролировал по городам СССР. В каждом городе он много общался с цыганами, пытался помочь им в решении насущных для цыганского населения проблем. А в 1989 году, когда было создано «Московское цыганское культурно-просветительное общество “Романо кхэр”», был выбран заместителем его председателя. В этом же году ансамбль «Рэндо» стал лауреатом международного цыганского конкурса, который проходил в Вене.

С 1998 года В. Кутенков полностью посвятил себя общественно- политической работе, которая неразрывно связана с деятельностью Федеральной национально-культурной автономии российских цыган зарегистрированной в том же году. В 1999 году на V Всемирном конгрессе цыган в Праге был избран комиссаром  по культуре Международного Союза цыган, коим является и по сию пору.

Владимир Кутенков — один из организаторов и режиссеров-постановщиков таких крупных мероприятий, организованных ФНКА российских цыган, как Московский международный цыганский фестиваль, Московский международный детский фестиваль цыганского искусства «Золотая подковка», и многих других, а также многих семинаров и конференций. Он автор статей по цыганологии, а также соавтор монографии «История цыган – новый взгляд». Активно занимается педагогической деятельностью.

В 2007 году Владимир Кутенков был награжден медалью «За доблестный труд». И это весьма символично, потому что труд его, начиная с деятельности в Российском информационно-правовом центре, организованном на базе ФНКА российских цыган, с организации педагогической работы в культурно-образовательном центре «Гилори», и заканчивая планами по сбору материалов и написанию книги о Холокосте цыган, действительно доблестный. Мы от всей души поздравляем Владимира Кутенкова с юбилеем и желаем ему удач во всех начинаниях и реализации всех его планов!